Skip to main content

Дмитрий Нагиев перевоплотился в маньяка
Дмитрий Нагиев перевоплотился в маньяка

Несколько недель назад в прокат вышел первый выпуск сериала Сарика Андреасяна «Чикатило». Амбициозный проект рассказывает предысторию задержания и ареста самого жестокого маньяка в истории страны. Конечно, работа над сценарием стала отдельной вехой в создании многосерийного фильма. Эта ответственность выпала на писателя Алексея Гравицкого.

Ранее Гравицкий и Андреасян неоднократно вместе работали над полнометражными фильмами. Именно Алексей написал сценарии к фильмам «Землетрясение» и «Непрощенные». связался с писателем, чтобы узнать, как продвигается работа над созданием сериала «Чикатило». Как оказалось, этот процесс отнял у автора много душевных сил.

старое тепло

Алексей, прежде всего, хотелось бы узнать, насколько морально сложной была работа над сценарием сериала «Чикатило», который эксклюзивно представлен в мультимедийном сервисе Okko? Удалось ли вам переключиться с этой работы на какие-то домашние дела и не донести этот негатив до семьи?

Алексей Гравицкий

Морально материал накапливать сложнее. Когда пишешь, пропускаешь через себя — это тоже сложно, но там еще работаешь и немного придумываешь. Но когда погружаешься в документальные материалы, когда смотришь хронику и делаешь это не день-два, а недели, крыша действительно начинает опускаться.

старое тепло

Но у вас уже был подобный опыт работы …

Алексей Гравицкий

Да, и это очень помогло. С фильмом «Непрощенные» было непросто, а с фильмом «Землетрясение» — еще труднее. Землетрясение — это отдельная тема. Мне приходилось общаться как с людьми, которые разбирали завалы, так и с людьми, которые лежали под этими завалами. Представьте: человек четверть века хранил свои воспоминания и ни с кем об этом не говорил, потому что это табуированная тема. Ты начинаешь с ним болтать, он начинает говорить … А потом несет его: говорит, плачет, извиняется — хотя ему не за что извиняться — и снова говорит, и снова плачет. Хорошо, что на проекте «Чикатило» не удалось пообщаться с родственниками погибших. Это дикое испытание нервной системы как для тех, кто помнит, так и для автора, вторгающегося в чужое личное пространство.

старое тепло

Что стало для вас основными источниками информации? Что вы узнали во время написания сценария?

Алексей Гравицкий

Они в обязательном порядке смотрели документальные фильмы. Это первое, что было сделано, когда мы с Сергеем Волковым получили предложение заняться этой темой. А это самое простое: зайдите в Интернет и просмотрите все, что уже снято. Все пересмотрели. Таких документальных фильмов много, и они доступны, их можно найти. На втором этапе были закуплены все доступные тематические документальные фильмы. Потом стал искать любые доступные материалы: статьи, интервью, опубликованные документы … Тем более, что есть несколько сайтов, на которых собраны хорошие документальные фильмы. Что ж, надо было затронуть связанные темы. Моя домашняя библиотека пополнилась, например, рядом книг по криминальной психологии.

Создатели сериала постарались идеально воссоздать эпоху.
Создатели сериала постарались идеально воссоздать эпоху.

старое тепло

У вас достаточно обширная библиография, большой опыт написания сценариев. Было ли работа над этой серией особенно сложной / утомительной или она не сильно отличалась от других творческих задач?

Алексей Гравицкий

Что ж, скажем так, эта работа была непростой. И она стала утомительной в районе пятой серии. Тогда я только что заболел COVID-19. Работать в соавторстве удаленно при температуре выше 38 выматывает.

старое тепло

Когда вы писали сценарий, вы сразу увидели Дмитрия Нагиева в главной роли?

Алексей Гравицкий

Когда мы писали сценарий, мы видели изображение и создавали его на бумаге. Писать с мыслью о конкретном художнике — занятие неблагодарное. Сначала вы начинаете настраивать образ актера, но в этом нет необходимости. Во-вторых, в голове можно рисовать любую касту, но авторы не участвуют в кастинге, поэтому держать в голове конкретного артиста — занятие глупое и безнадежное.

Сценарий основан на фильмах, архивных документах и ​​публикациях о маньяке.
Сценарий основан на фильмах, архивных документах и ​​публикациях о маньяке.

старое тепло

Многие раскритиковали выбор актера на главную роль. Как вы думаете, Дмитрий полностью справился с творческой задачей? Удалось ли ему уловить настроение вашего сценария, передать все его особенности?

Алексей Гравицкий

Многие критиковали Нагиева, многие критиковали Андреасяна. Не критикуйте того, кто ничего не делает. Вряд ли кто-то критикует всех этих «критиков», потому что никто не подозревает об их существовании. Будь то Безруков или Петров дело пнуть. А в сухом остатке вся эта «критика» больше всего напоминает известную басню Ивана Андреевича Крылова. Что касается Нагиева, то Дмитрий добавил в образ свои краски. Но самое главное, он создал образ, не вызывающий симпатии. Чикатило в кадре неприятный, сопереживать не хочет. Это было заложено в сценарии, и Дмитрий блестяще это продумал и реализовал. На мой взгляд, это самое главное в создании образа Чикатило.

старое тепло

Что вы, как автор, больше всего хотели отразить в этой серии? Раскрыть внутренний мир маньяка, показать детективную линию или, может быть, исследовать феномен абсолютного зла?

Алексей Гравицкий

Мы точно не хотели раскрывать внутренний мир маньяка. Чтобы какой-то другой упырь, посмотрев наш фильм, решил посочувствовать Чикатило и повторить его «подвиги»? Не дай бог! А глубокие научные изыскания в художественных фильмах тоже выглядят нелепо. Этой темой занималось и занимается огромное количество ученых по всему миру, не говоря уже о том, что они далеко продвинулись. Наивно предполагать, что парочка сценаристов вдруг совершит научный прорыв. Нет, мы создали сюжет, который был бы интересен зрителю. И эта история — своего рода предупреждение, потому что, к сожалению, на Чикатило еще не все закончилось. Такие нелюди появляются снова и снова. Дела одних звучат громче, дела других остаются незамеченными, но в любом случае это повторяется, и расслабляться нельзя. Мир не исчезнет со всеми проблемами, страхами и несправедливостью из-за того, что кто-то все-таки надел розовые очки, и из-за того, что кто-то засунул голову в песок.

старое тепло

Можете ли вы сказать мне, насколько велик процент предположений в вашем сценарии?

Алексей Гравицкий

Что Джордж Мартин сказал о последнем сезоне Игры престолов? «Все так и все не так». В нашем случае фраза имеет немного другой контекст, но точно подходит. Все, что касается важных поворотных моментов и событий, правда. Кто-то уже сделал нам выговор, мол, зачем этот идиот угнал троллейбус, он мог просто признаться, фиг такую ​​чушь придумывать. Так что эта «чушь» на самом деле верна.

Также вышла книга о маньяке и его аресте.
Также вышла книга о маньяке и его аресте.

старое тепло

Есть ли какие-то сознательные предположения, на которые вы пошли?

Алексей Гравицкий

В начале каждой серии есть название: «Фильм основан на реальных событиях. Из уважения к чувствам живых и памяти погибших были изменены имена погибших и их родственников, а также фигурантов расследования. «У наших жертв есть настоящие прототипы, но мы сознательно меняли имена и намеренно не привязывали к конкретным датам и обстоятельствам. Почему? Только представьте, что это будет смотреть кто-то из родственников жертв или их знакомых. Стоило ли так жестоко бить людей по больным? То же самое и с участниками расследования. У нас они коллективные и мало придуманные. И на то есть много причин. Во-первых, расследование не продолжалось год или два, но уже много лет. На нем присутствовало огромное количество сотрудников правоохранительных органов. Неуважительно упоминать одних и игнорировать других, и невозможно упомянуть всех из них. Во-вторых, знаковые фигуры этого дела дали много интервью, и мнение каждого из них, скажем так, несколько отличается от других. Построение рассказа на позициях, высказанных одним участником расследования в ущерб другим позициям, является неуважением. В-третьих, зрителю нужен герой или группа героев с понятными персонажами, проблемами, конфликтами, за которыми можно следить. Если отразить реальность в полной мере, то в нашей стране обычным явлением является то, что состав следственных групп будет меняться по несколько раз за серию. А что будет смотреть зритель? А кому это будет интересно? Глобально мы не успеваем и рассказываем все честно в рамках тех творческих задач, которые мы перед собой ставим. У нас не документальный, а художественный фильм, он не преследует цели воссоздать все до жеста. Не говоря уже о том, что до этого жеста никто восстанавливать историю не будет, в том числе и непосредственные участники. Прошло время, эта история уже мифологизирована.

старое тепло

Было ли сложно после рассказа о жестоком маньяке переключиться на другие творческие идеи?

Алексей Гравицкий

Здесь не было никаких трудностей. Знаете, когда сильно пачкаешься, попасть в душ не составит труда.

старое тепло

Расскажите немного о проектах, над которыми вы сейчас работаете.

Алексей Гравицкий

В данный момент я начинаю работу над сериалом о киноиндустрии. Проект называется «Недетская сказка», мы задумали его с Сережей Юдаковым восемь лет назад. И, наконец, идея вроде бы реализована. Рассказ о взрослых дядях, которым предложили снять детский фильм. Внутри много юмора, сказок о профессии, простых и понятных каждому человеческих историй, ну все это приправлено «сексом, наркотиками и рок-н-роллом». Надеюсь, что приятной работой над сценарием дело не ограничится, и мы все увидим релиз. Параллельно заканчиваю книгу, над которой уже два года работаю. Ну и куча самых разных жанров разработок. Какие из них и что вырастут — поживем увидим.

Фото: Facebook, кадры из сериала